Раннее развитие: плюсы и минусы

За последние 10 лет тема раннего развития набрала популярности. Сейчас посещение развивающих центров с раннего возраста или занятия по развивающим методикам в домашних условиях становятся поводом для активного обсуждения. Не удивительно, что существуют разные мнения на счет того, нужно ли заниматься ранним развитием или оградить ребенка от интеллектуальной нагрузки в возрасте от одного до трех лет. Хочется отметить, что сейчас направление «развивашек» трансформируется в родительском сознании в «своевременное развитие» (подробнее здесь). Связано это, прежде всего, с тем, что уже у преподавателей и родителей есть возможность наблюдать результаты раннего развития в жизни взрослеющих детей. Поэтому давайте рассмотрим некоторые преимущества и недостатки раннего или своевременного развития, дабы сформировать представление о том, нужно ли это современным детям.

ЗА или ПРОТИВ

или

Преимущества и недостатки

 

1.Нужно признать тот факт, что мозг ребенка созревает постепенно: сначала формируются центры, которые отвечают за дыхание и пищеварение, затем – за подвижную активность малыша и только потом созревает центр, отвечающий за эмоциональное развитие, самоконтроль и способность к обучению.  Поэтому недостатком раннего развития можно считать то, что материалы развивающих методик могут быть подобраны не по возрасту малыша, а значит противоречить естественному развитию ребенка.

Но если годовалому малышу дать в руки шуршащую объемную букву, с которой можно перемещаться по комнате, клеить ее на стену или укладывать спать, то такой способ получения новой информации не вызовет сопротивления у ребенка, поскольку будет соответствовать его потребностям: играть, двигаться, проявлять заботу, получать новый сенсорный опыт.

  1. Еще одним недостатком раннего обучения можно назвать развитие интеллекта в ущерб эмоциональному развитию. То есть, обучая малыша счету и чтению, развивая память и логическое мышление, иногда у мамы не остается времени на то, чтобы обнять малыша, сказать ему ласковые слова, спеть вместе с ним песенку или просто поиграть в свободную игру.

А вот если мама с ребенком будут придумывать для игр сюжеты, развивающие чувство сопереживания, желание помочь, то в этом случае мы будем растить здоровую личность ребенка, которая в будущем сможет адекватно воспринимать эмоции окружающих и реагировать на них соответствующим образом. И главное, нужно помнить о том, что малыш нуждается в объятиях и ласковых словах, сказанных любящими родителями.

  1. Использование только одной методики. В наше время существует огромное количество развивающих методик: Монтессори, Зайцева, Никитиных, Воскобовича и др. Но нет ни единой методики, которая бы подходила абсолютно всем детям и полностью удовлетворяла его потребности.

Поэтому, занимаясь обучением малыша, стоит помнить о том, что каждый ребенок  неповторим и уникален. Нужно подбирать методики и темп занятия согласно индивидуальным особенностям ребенка, учитывать его темперамент и особенности восприятия информации. Как показывает наш опыт, только используя несколько развивающих методик, можно организовать обучающее пространство таким образом, что процесс познания окружающего мира станет любимой игрой вашего ребенка.

  1. Навязывание малышу игр, которые ему не интересны. В раннем возрасте у детей ведущим является непроизвольное внимание, то есть ребенок занимается только тем, что его заинтересовало. Поэтому нет смысла заставлять или принуждать ребенка делать то, что ему не интересно, поскольку это может вызвать у ребенка протест и нежелание играть в развивающие игры.

В возрасте от 1 до 3 лет стоит помнить о том, что внимание ребенка стоит переключать до того, как игра ему надоела. Речь идет о том, чтобы найти «золотую середину»: не спешить, забирая игру, в которую малыш погружен, но и не оставлять игру до тех пор, пока она полностью перестанет интересовать ребенка.

  1. Еще одной важной особенностью обучения является то, что по мере того, как взрослеет ребенок, в процесс обучения начинает вмешиваться характер. То есть если до 3 лет не привлекать ребенка к интересным коллективным играм, то в старшем дошкольном возрасте сделать это будет куда сложнее.

Таким образом, в раннем возрасте, пока характер еще только формируется, у нас с вами есть возможность с помощью интересных игр привить малышу такие важные черты характера как настойчивость, любознательность, целеустремленность, усидчивость и коммуникабельность. То есть сделать все, чтобы характер малыша стал союзником в процессе обучения ребенка.

  1. Отсутствие у родителей интереса к успехам малыша. Многие родители очень заняты на работе или целиком погружены в домашние хлопоты. Поэтому надеются на то, что кто-то привьет их ребенку интерес к обучению. Но наши дети в раннем возрасте находятся в неразрывной связи с их родителями, то есть именно близкие люди являются авторитетом для крохи, он пытается всячески брать с них пример и подражать им.  

Играя в развивающие игры с ребенком, близкие должны на собственном примере показывать, как справляются с заданиями, которые не всегда получаются, как настойчиво стремятся завершить начатое и обязательно поддерживать малыша в его попытках получить опыт или приобрести новый навык.

Дорогие читатели, давайте помнить о том, что до трех лет у крохи формируются основы мышления, памяти, воображения и других психических процессов. То есть наши дети очень восприимчивы к новым знаниям. Поэтому наша с вами задача сделать так, чтобы процесс осваивания окружающего мира стал любимым занятием малыша и способствовал его всестороннему развитию.

Прокомментировать